Пищевое поведение ребенка. Отдельные аспекты.
Екатерина Степанова
О школе. О детском саде.

Воспитатели, бабушки, дедушки, тети или другие значимые для ребенка взрослые зачастую хвалят ребенка за хороший аппетит, например, говорят о том, что он повзрослел, раз хорошо ест. Естественно, подобные слова являются настоящим подкреплением для выработки у ребенка нового пищевого поведения. В данном случае, одним из важнейших рычагов влияния на отношение ребенка к пище будет отмена одобрения со стороны тех людей, которые поощряют это. Не стоит опасаться откровенных разговоров с воспитателями детского сада и другими важными для ребенка людьми. Помните, что они призваны помогать вам в воспитании и развитии ребенка, следовательно, они должны транслировать ребенку не только общепринятые нормы, но и систему ценностей вашей семьи. Можно говорить о том, что решение некоторых проблемных сфер ребенка - совместная работа нескольких взрослых людей, поэтому необходимо обсуждать с педагогами вопросы, тревожащие вас или вашего ребенка. Так эффективность работы повысится. Как правило, в современных условиях педагоги дошкольного и младшего школьного образования с удовольствием идут на обсуждение индивидуальных проблем детей.

О прибавке веса.

Сперва необходимо определить насколько серьезна прибавка веса, не стоит паниковать раньше времени и мучить ребенка ограничениями. Последите некоторое время за ним, постарайтесь понять стал ли он больше есть или, может быть, прибавка в весе обусловлена исключительно эндокринными изменениями в организме малыша, в этом случае задумайтесь о визите к врачу. Если вы наблюдаете резкое повышение аппетита ребенка, необходимо найти причину такого изменения. Во-первых, выясните точно при каких обстоятельствах ребенок ест больше обычного. Это может быть связано с такими факторами, как: время суток, время года, погодные условия; люди, окружающие его во время приема пищи; место приема пищи (в гостях у друзей, дома, в местах общественного питания); посуда, из которой ест ребенок; время, отведенное на еду и т.п. Эти факторы могут быть стрессовыми для ребенка, тогда в конкретных условиях, он будет подпитываться энергией, в прямом смысле этого слова, необходимой для переживания стресса. Кроме описанного повышение аппетита может быть связано с привычкой малыша есть много в конкретных обстоятельствах, или подобной привычкой близкого для него человека, которому он может подражать.

Также, важно не заострять внимание ребенка на проблеме, иначе вы рискуете сформировать у него «комплекс неполноценности», основанный на его внешних данных или проблемах со здоровьем. Но также необходимо, что малыш привыкал к существованию ограничений нормального веса. Чтобы безболезненно транслировать понимание этих норм, лучше невзначай показывать ребенку людей с нормальным телосложением, не сравнивая его с ними. Важно понимать, что он просто должен увидеть и усвоить норму. Сравнивая ребенка с другим, вы теряете уверенность малыша в вас, а ребенок – уверенность в себе.

О насмешках.

Для правильной реакции на насмешки, ребенку необходимо запастись знаниями о собственных плюсах, это поможет не растеряться в момент общения со сверстниками. Также, важно помнить, что если проблема с лишним весом у ребенка очевидна, не стоит скрывать причину избыточного веса от ребенка, будьте с ним искренны.

О диетах.

При мотивации ребенка соблюдать диету, назначенную врачом, важно аргументировать нужность диеты объективными факторами, например, «Это необходимо для того, чтобы быть здоровым». Другими словами, старайтесь не обманывать ребенка, а называть настоящие причины необходимости сбросить лишний вес. Кроме того, не забывайте, что диета должна быть обязательно назначена и описана врачом самому ребенку. Часто врач является авторитетом для ребенка, а также, если изменение в режиме питания будет проходить болезненно для малыша, жесткие условия диеты, исходящие от самого родителя могут испортить отношения его с ребенком, снизить взаимное доверие. Чтобы снизить болезненность процесса адаптации к новому питанию, можно упоминать диету как составную часть общей дисциплины: не поздний утренний подъем, своевременное завершение дня, водные процедуры, прогулки, режим питания.

О самооценке.

Одним из основных действенных методов для повышения самооценки является создание ситуации успеха. Надо помнить, что из проблемной ситуации можно выйти травмированным, а можно – закаленным. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее» Ф.Ницше. В данном случае, наша задача состоит в том, чтобы ребенок получил положительный опыт в самостоятельном разрешении проблемы. Чтобы этого добиться, необходимо обеспечить малыша внутренними ресурсами. Сегодня всем известно, что для борьбы с той или болезнью недостаточно просто выпить таблетку или сделать прививку, организм необходимо укреплять, повышать иммунитет. Также обстоят дела и с психическим состояние ребенка. Чтобы справиться с конкретной психологической проблемой, необходимо поддерживать стабильное эмоциональное состояние ребенка в целом: он должен чувствовать себя уверенным, любимым, нужным. Как правило, ощущение любви и заботы ребенок получает от членов семьи и ближайшего окружения, а вот для уверенности в себе необходимо найти такую сферу учебы, жизни, развития, где ваш малыш будет успешен. Лучше всего в этом случае подойдет какая-либо развивающая секция или кружок. Вы можете обеспечить уверенность ребенка и в домашних условиях, например, давая ему понять, что он хорошо рисует, убирает свою комнату, читает и прочее, но это скорее является дополнением к его более самостоятельной сфере жизни, выходящей за пределы семьи. Достижения ребенка в обществе сверстников, без поддержки родителей – это важный момент развития и взросления ребенка, который и будет являться ресурсом для повышения самооценки. Другими словами, когда ребенок уверен в своей успешности и осознает свои достижения, внезапные неприятные ситуации смогут стать для него скорее мотивацией к саморазвитию, нежели оскорблением.
Старайтесь не обманывать ребенка, а называть настоящие причины необходимости сбросить лишний вес.
Из проблемной ситуации можно выйти травмированным, а можно – закаленным.
Художественные книги о формировании пищевого поведения детей и поведения детей за столом:
К.Ле Бийон "Французские дети едят все...и Ваши могут"
П.Друкерман "Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа".

Эти книги написаны американками, которым удалось перенять французский опыт воспитания детей, и быть может, что-то из написанного вам покажется очевидным или даже смешным, но думаю, каждый (каждая) из вас найдет в этих книгах что-то полезное для себя.

Made on
Tilda